header
Дата и время

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита"

Праздник Ивана Купалы

ivan_kypala

Так уж повелось, что празднуют Купалу 7 июля. Если еще точнее, то в ночь с 6 июля на 7 июля, которую называют купальной ночью. Повелось это очень давно, еще до крещения Руси. Славяне жили по своему главному богу – по Солнцу. Все, что связано с его циклами, было священным и незыблемым. В день весеннего равноденствия – праздновался Новый год, празднество длилось две недели, называлось Комоедицей. То был праздник прощания с зимой и начала весенних полевых работ. В день летнего солнцестояния – отмечался праздник Купалы.

Иван Купала отмечается и у восточных славян, и у западных. Названия у праздника самые разнообразные – Купала, Кресь на старорусском, Иван Ведьмицкий, Купальник – на белорусском, Солнецекрес, Иван – Травник на украинском, День Яна, День Духов – в Прибалтике. Празднества 7 июля проходят по всей Европе. Почему день солнцестояния празднуют 7 июля? Связано это со старым и новым календарем. Рождество Иоанна Крестителя был 24 июня, по новому стилю он переместился на 7 июля, так и повелось. Праздник Купалы получил свое название не по имени, а по виду обрядовых действий. Церковь до сих пор не совсем смирилась с ритуальными развлечениями этой ночи. Да и есть против чего возражать.

К празднику заготавливали обрядовые травы-обереги. Таковыми являлись чертополох, крапива, иван-да-марья, полынь, зверобой. Засушенные травы собирали в пучки и привязывали к поясу, и брали с собой на праздник. Парни и девушки украшали себя венками из трав и цветов. Срубали деревце примерно под три метра – березку, рябинку – и ставили его на полянке перед рекой или озером, там, где будет проводиться праздник. К деревцу прислоняли куклу из соломы, глины, украшенную цветами, лентами – культовую фигуру, символизирующую бога Ярилу, то есть Солнце. Церковь не зря протестует против празднования этого праздника по всем канонам, как в древности. Потому что в древности у куклы был детородный орган внушительных размеров, украшенный, да еще и ярко-красного цвета. Это был символ жизни. Стыдливость в этом вопросе была славянам не присуща. Вокруг березки готовили столы с угощениями Ярилу. Рядом устраивали два костровища. Большой костер предназначался для развлечений, хороводов, на малом в конце вечера происходило ритуальное сожжение Ярилы. В центре костровища ставили шест с просмоленным колесом – символом солнца.

Праздник начинался с девичьих хороводов вокруг украшенной березки. А парни совершали ритуальные набеги с целью украсть деревце. Тот, кому это удалось, уносил его к реке, и там от деревца, которое имело волшебную силу, каждому отламывалась веточка. На воду спускали освященные травы, само дерево, обереги от русалок. После начинается всеобщее купание. Купание является самой главной традицией данного дня, так как считается, что вода в реках и других водоемах в ночь накануне Ивана Купалы приобретает целебные свойства. Купаться в ночь на Ивана Купалу сродни крещенскому купанию – дает силы, избавляет от болезней.

После купания одна из девушек разжигала костер, и начинались игрища и гулянья. Молодые исподволь приглядывались друг к другу, определяясь с выбором, играли в переглядки, заигрывали. Вскоре девушки отделялись от парней. Начиналось так называемое «кумушество» — обсуждение суженых. Девушки выбирали себе парня на эту ночь, а, возможно, и на всю жизнь. Выбранному парню девушка хлопала ладонью по плечу, и начиналась игра в догонялки – надо догнать девушку и привести к костру. Созданная пара прыгала через костер, взявшись за руки. Если руки не отпустили, то паре быть. Если расцепили, то выбирали новую пару. Когда пары сложились, то полагалось задать ритуальный вопрос: все ли простили друг другу обиды? Затем устраивали пир, веселились, рассказывали сказки и легенды, пели. После зажигали колесо, катили его до воды с песнями и плясками. Приходила пора уединиться. Пара менялась венками и отпускала на воду импровизированный плотик с венками и свечами. Затем уединялась. Те, у кого не было пары, сторожили костер, сидели до утра, зорьку встречали. Говорили, что в эту ночь спать нельзя – нечистая сила может навредить во сне. Якобы в эту ночь она покидает свою водную обитель, и вернется в нее только в первый Спас. С этим связан запрет купаться до Купалы и после Спаса. C этого дня и до 2 августа можно купаться спокойно, не опасаясь за собственную жизнь, так как из-за принятых магических свойств воды, русалки и водяные покидают свой подводный мир.

В ночь на Купалу матери сжигали в костре купальном одежки своих детей, которые болели. Считалось, что этот ритуал убивает болезнь. Волхвы и травники использовали эту ночь для сбора трав для лечения. Травы было принято собирать в саму ночь или на рассвете с появлением росы. Данные травы после сбора сушили и пользовались их целебными свойствами потом целый год.

Одним из гаданий в ту ночь являлось плетение девушками венков, после чего в них устанавливалась свеча, которая поджигалась. Данную конструкцию девушки запускали по воде, чей венок не утонет, та в скором времени выйдет замуж, а чья свеча потухнет последней – обретет самую счастливую долгую жизнь.

Самое загадочное поверье об Иване Купале связано с папоротником. Как гласит одна из легенд, в ночь на Ивана Купалы зацветает на миг папоротник, а тот, кто его успеет сорвать обретет способность видеть богатства, зарытые в землю, а также сможет понимать язык зверей и открыть любой замок с помощью этого цветка. Также этот счастливчик награждался даром предвидения и обладал свойствами невидимки, в чьих силах была возможность приобретать различные облики.

Комментарии читателей статьи
"Праздник Ивана Купалы"

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *